Porsche 959

В1983 году на Франкфуртском автосалоне состоялся дебют прототипа гоночного автомобиля Porsche группы В. Создавалось впечатление, что это был знакомый всем Porsche 911, но только «накачанный стероидами». Спустя два года, опять-таки во Франкфурте, компания заявила о запуске модели, предназначенной для дорог общего пользования, в серийное производство ограниченным тиражом в 200 единиц с целью омологации для участия в гонках. Но Porsche 959 появился на свет только в 1987 году.

К этому времени на каждый из заявленных 200 экземпляров уже поступил предварительный заказ, несмотря на впечатляющую цену 225 ООО долларов. Казалось, что модель 959 представляла собой копию 911, но в действительности они сильно отличались друг от друга.

Porsche 959 был длиннее, ниже, шире, имел массивное антикрыло с огромным спойле-ром. Наличие вентиляционных отверстий и воздуховодов, которые контролировали воздушный поток, а также обтекаемый кузов указывали на значительное улучшение аэродинамических свойств. В результате коэффициент лобового сопротивления составил 0,31, что обеспечило нулевой подъем кузова на высоких скоростях.

Инженеры Porsche оснастили модель 959, как и 911, двигателем Boxer с горизонтальными оппозитными цилиндрами, но для 959 они разработали совершенно уникальную конструкцию.

2,8-литровый двигатель имел два последовательно функционирующих турбонагнетателя, два верхних распределительных вала и четыре клапана на каждый цилиндр.

На низких скоростях работала только левая турбина, но тогда, когда требовалась предельная мощность, активизировалась вторая турбина, что позволяло не расходовать понапрасну на городских дорогах весь технический потенциал.

И какой потенциал!

Имея в своем распоряжении 450 л. с, передаваемые через шестиступенчатую коробку передач, Porsche 959 мог разогнаться от 0 до 100 км/ч за 3,6 сек, до 160 км/ч — за 8,8 сек и набрать максимальную скорость 314 км/ч. Насладиться всеми достоинствами автомобиля и обуздать его 450 лошадиных сил помогали массивные низкопрофильные шины, созданные компанией Bridgestone специально для этой модели. Система постоянного полного привода позволяла передавать крутящий момент на передние и задние колеса.

Она работает в автоматическом режиме для подбора оптимальных настроек. Подвеска также радикально отличалась от той, что применялась в Porsche 911. Передняя и задняя подвеска представляла собой двойные поперечные рычаги со сдвоенными амортизаторами и концентрическими винтовыми пружинами в каждом углу.

С помощью регулируемых амортизаторов можно было выбрать необходимый режим — стандартный или спортивный — и уменьшить клиренс на высоких скоростях для обеспечения аэродинамической устойчивости. Porsche 959 поступил в продажу в двух версиях — «Sport» и «Comfort».

Версия «Sport» не имела системы кондиционирования воздуха, электростеклоподъемников и задних сидений.

Кроме того, она была на 60 кг легче, чем версия «Comfort». До запуска конвейера в 1987 году Porsche 959 успел доставить немало хлопот лучшим инженерам компании.

Его принципиально новая кон-струкция оказалась настолько сложной, что было невозможно использо-вать стандартные производственные линии.

Поэтому Porsche пришлось создать новое оборудование для строительства этих автомобилей, которые собирались вручную.

Ходили слухи о том, что каждый Porsche 959 обходился компании вдвое дороже той суммы, за которую его продавали, а цена авто для того времени была нешуточной — 225 ООО долларов. Только постоянные клиенты Porsche могли приобрести модель 959. Во избежание всевозможных спекуляций покупатели вынуждены были подписывать соглашение, по которому они не имели права продавать ав-томобиль в течение шести месяцев.

Porsche 959 так и не допустили на ры-нок США, ведь компания отказалась предоставить четыре экземпляра для проведения краштестов, поэтому автомобилю не суждено было проехаться по американским дорогам. Но некоторым состоятельным коллекционерам, включая основателя компании Microsoft Билла Гейтса, все же удалось завезти 959 в страну, несмотря на сопротивление властей.

Производство модели продолжалось до 1990 года,- гораздо дольше, чем предполагала компания.

К этому времени 226 экземпляров было доставлено европейским заказчикам и предположительно 100 машин было построено для участия в гонках.

Porsche 959 — поистине уникальный автомобиль, но урок, полученный за время работы над проектом, не прошел для компании даром. Porsche вернулась к изготовлению стандартного 911. Доказательством этому по-служил запуск полноприводной модели Carrera 4, а впоследствии приво-дом на четыре колеса были оснащены и все модели 911 Turbo.