Дружба… религий

Татарстан часто приводят в пример, когда заходит речь о веротерпимости, равноправном сосуществовании христианства и ислама, переплетении тюркской и славянской культур. Архитектурным символом такой политики является Храм всех религий — причудливое сооружение, которое мы обнаружили в поселке Старое Аракчино под Казанью. Это недостроенное здание, в ансамбле которого соседствуют православная церковь, мечеть, иудейская синагога и буддистская пагода, начал строить в 1994 г. архитектор Ильдар Ханов.

В прошлом году художник скончался, так и не успев закончить свой гуманитарный проект. Ханов верил, что в храме будут молиться представители разных религий, но пока это лишь популярное у туристов место, где временами проводятся выставки картин, мастер-классы, концерты.

И все же даже беглого взгляда достаточно, чтобы увидеть, что мечетей в татарских городах заметно больше, чем православных храмов. Что, впрочем, объяснимо и естественно.

Татары — преобладающая нация республики, а ислам здесь исконная, «домашняя» религия. Начиная с X века его стали добровольно принимать волжские булгары — предки современных татар, затем он получил свое развитие в Золотой Орде, еще позже — в Казанском ханстве.

Христианство же пришло сюда во времена Ивана Грозного, завоевавшего Казань в 1552 г. в ходе хитроумной военной операции, начавшийся у стен крепости Свияжск — ее по приказу русского царя возвели под Казанью в считанные дни из бревен, спущенных вниз по Волге.

В результате казанский хан Едигер-Магмет был пленен, крестился и стал союзником Ивана Грозного, за что получил во владение Звенигород. Наша первая остановка в пути — именно город-остров Свияжск, находящийся примерно в 30 км от современной столицы Татарстана.

Его история уникальна и во многом печальна.

В XVI-XIX веках Свияжск был форпостом русской культуры и центром православия. В советские времена здесь действовала детская трудовая коммуна, затем исправительная колония и психиатрическая лечебница.

В 1957 г. в результате заполнения Куйбышевского водохранилища Свияжск превратился в остров, и лишь в 2008 г. дамба с автодорогой связала Свияжск с «материком».

По этой дамбе мы и попали в город, где увидели множество восстановленных православных церквей и… ни одной мечети. Правда, на территории города ведутся активные археологические раскопки.

Обнаружена даже древняя татарская слобода, существовавшая до 1552 г. Стало быть, не исключено, что на историческом плацдарме завоевания Казанского ханства возведут в обозримом будущем и мечеть такая перспектива активно обсуждается в интернет-блогах. Как бы то ни было, сосуществование на территории Казанского кремля самой большой в Европе мечети Кул-Шариф и православного Богоявленского собора кажется органичным.

Даже притом, что некоторые говорят о доминировании над окружающей застройкой главной мечети, которая вроде бы воспроизводит форму короны казанских ханов, увезенной после взятия Казани Иваном Грозным в Москву.