Серый

В изумрудной зелени псковских лесов хватает и мрачных серых пятен. Нет, это не иносказание, здесь множество самых разных оборонительных построек.

Пожалуй, наиболее известные из них — доты «Линии Сталина», построенные еще в 1938-1939 гг. вдоль старой государственной границы СССР. К 1940 г. эта цепь оборонительных сооружений потеряла свое военно-стратегическое значение, и ее покинули, но в годы Великой Отечественной их использовали еще не раз. К сожалению, подъехать к большинству из них сегодня можно разве что на серьезном внедорожнике.

Но один, расположенный около почти вымершей деревни Холматка, сотрудники островского музея превратили в свой филиал. Туда мы и направились.

А попутно подвергли свой «экипаж» дополнительной проверке на прочность: чтобы попасть к дотам, нужно свернуть с дороги и проехать километров пять по грунтовке. Однако Chevrolet Cruze не спасовал!

Конечно, крупные ухабы приходилось объезжать, но в целом машина не доставила нам никаких хлопот даже в столь непростых для нее условиях. Одолев грунтовку, попадаешь на большую поляну.

Сюда сотрудники музея привезли несколько образцов крупной военной техники: танк Т-34, заслуженный труженик войны трехтонный грузовик ЗИС-5, тяжелый дизельный трактор «Сталинец». Но интереснее всего, конечно, забраться в приземистый бетонный дот. Только очутившись внутри, начинаешь понимать, в каких нечеловеческих условиях жили и служили солдаты.

Только там осознаешь почти двухметровую толщину внешних стен. Только так можно прочувствовать на собственном опыте, каково это — смотреть на врага через узкие амбразуры.

А ведь внизу, под стрелковыми позициями, есть еще и подземный этаж, где находились комнаты для отдыха личного состава. Правда, сегодня доступ туда закрыт.

Оно и к лучшему — честно говоря, и без того хватило острых ощущений. Выбравшись наружу и оглядевшись по сторонам, мы обнаружили на горизонте еще несколько таких же серых точек.

Оказывается, здесь был не один дот, а целый укрепрайон.

Вот только добраться до остальных бункеров мы не смогли — местность вокруг сильно заболочена, а скакать по кочкам без проводника все же рискованно. Вместо этого мы снова забрались в уютный салон Cruze и отправились в обратный путь.

А по дороге посетили еще одну «серую точку» — одно из сооружений, построенных немцами во время оккупации.

Оно до сих пор скрывается в лесочке совсем недалеко от трассы Москва — Рига. Говорят, раньше строений тут было несколько, но часть из них разрушили.

А вот одно из бетонных убежищ для расчета зенитной установки уцелело. Правда, неспециалисту трудно понять, кто его возвел.

Но знающие люди утверждают, что «авторами» были именно немцы — об этом говорят наличие характерного козырька над входом, расположение амбразуры защиты входа, круглые вентиляционные шахты.

Увы, больше смотреть оказалось практически не на что: мрачная бетонная коробка давно заброшена, внутри — сырость и мусор.

Говорят, псковские власти сегодня всерьез думают о том, чтобы превратить все расположенные в области доты в музеи. Но пока этот проект не реализован, остается лишь осматривать снаружи сооружения, сыгравшие огромную роль в Великой Отечественной войне.

Скажем честно: отношение жителей Пскова к памяти павших воинов нас удручило. Да, в области действительно немало небольших монументов.

Но многие из них пребывают в столь же запущенном состоянии, что и доты. Впрочем, можно надеяться, что местные энтузиасты пойдут по пути сотрудников островского музея и начнут обращать больше внимания на собственную историю.

С этой надеждой мы покидаем псковскую землю.

Нам, не знавшим войны, обязательно нужно хоть иногда вспоминать о ней. Вспоминать о тех, кто не вернулся. Посещать места, где совершали подвиги, где лилась кровь.

И пусть мы проделали свой путь не в спартанских условиях военного транспорта, а в современном и комфортабельном Chevrolet Cruze, зато узнали многое о событиях 70-летней давности.

И благодаря этому никогда не будем относиться к памяти о тех страшных временах так небрежно и легкомысленно, как это делают сегодня многие наши современники.