Отжигаем!

Радикально пути развития виски и хлебного вина (пращура современной водки) разошлись 1 января 1895 г., когда по инициативе министра финансов Сергея Витте император Николай II подписал указ о введении в России монополии на производство и продажу крепкого спиртного — и с тех пор «национальный напиток» делается разведением промышленного водой до 40%. Но как правильно подмечает Борис Родионов, «чтобы напиток мог называться «национальным», любой член нации должен быть в состоянии его сделать: любой венгр может сделать палинку, любой чех — сливовицу, француз — бренди, и лишь русский не может сделать водку. По современным стандартам она делается из спирта-ректификата, а в домашних условиях его не получишь».

Борис Родионов, кандидат технических наук, методично изучил всю имеющуюся в библиотеках Москвы, Петербурга и Варшавы литературу, воссоздал старинные рецепты хлебного вина (дистилляция различных злаков, с фильтрацией через уголь и оклейкой яичным белком) и сделал полугар. Что это? Полное официальное название этого класса напитков — «вино полувыгарное».

Во времена, когда Гей-Люссак еще не изобрел спиртометр (а это было ближе к середине XIX века), в России «доброту» вина, то есть крепость, определяли отжигом: порция спирта вливалась в специальную клейменную отжигательницу, которые выпускала казна, подносилась спичка, и когда спирт переставал выгорать, объем остатка должен был равняться половине изначального объема — отсюда и название «полугар».

Крепость его была около 38-39%. Чаще всего в русской литературе крепкое спиртное называют именно так полугар. Борис Родионов, как Дон-Кихот, единолично бросился грудью на государственную водочную монополию, но, в отличие от героя Сервантеса, смог ее победить.

Вслед за его полугарами стали появляться другие зерновые дистилляты, подаваемые потребителю как «традиционные», но чаще всего они именуются «самогонами». Но является ли слово «самогон» — историческим?

Термин «самогон» появился только после введения монополии 1895 г. так стали называть напитки, которые незаконно гнали люди в домашних условиях, отказываясь покупать «монопольку» и «казенное вино». Нынешние производители «самогонов» создают имидж традиционного и производимого с незапамятных времен русского напитка.

В этом вопросе я уверен: это ложь! В дореволюционных словарях (Брокгауза и Эфрона, Даля) этого слова нет. Возникло слово «самогон» уже после введения последней царской монополии на алкоголь 1895 г., и в словарях его впервые можно найти у Ожегова, в первом толковом словаре русского языка, изданном после революции, — он увидел свет в 1949 г. То есть слово «самогон» — относительный «новодел».

Кроме того, сам термин «самогон» предполагает собственноручное изготовление.

Промышленные напитки «самогонами» быть не могут.