Lotus Elise

Lotus Elise — небольшой, легкий спортивный автомобиль, обеспечивающий превосходное управление и сцепление с дорожным покрытием. Он был создан в лучших традициях компании Lotus для настоящих ценителей хорошей езды. Основал компанию в 1952 году Колин Чепмен, гений инженерной мысли, который в своей конструкторской практике придерживался основного принципа — максимального облегчения веса автомобиля для улучшения его динамических характеристик.

В середине 1990-х годов две автомобильных компании Lotus и Bugatti принадлежали одному и тому же итальянскому предпринимателю Романо Артиоли, причем явным фаворитом для него была Bugatti.

Поэтому Lotus пришлось приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание хозяина. И это ей удалось.

Артиоли одобрил планы компании выпускать 700 автомобилей Elise в год. Проект оказался настолько удачным, что объем продаж превысил запланированный, и можно сказать, что Elise в одиночку спас Lotus от неминуемого краха. Впервые автомобиль был продемонстрирован на Франкфуртском автосалоне в 1995 году, а осенью следующего года стал на конвейер завода Lotus в Хэзеле (Норфолк, Великобритания).

На легком, но чрезвычайно жестком шасси из прессованного многослойного алюминия крепились облегченные панели кузова, выполненные из дерева и стали.

Elise стал воплощением девиза Lotus: «Путь к скорости лежит через снижение веса». Он весил всего лишь 725 кг (для сравнения — вес Porsche Boxster составлял 1250 кг). Четырехцилиндровый двигатель объемом 1796 куб. см выдавал только 120 л. с. при 5500 об/мин, но в связи с тем, что вес автомобиля составил менее половины веса обычного седана, его динамические характеристики оказались превосходными — разгон до 100 км/ч занимал 6 сек, а максимальная скорость достигала 203 км/ч. Хотя эти показатели сами по себе не возводят Elise в ранг суперкаров, его управляемость и сцепление с дорожным покрытием были настолько хороши, что, имея обычные дорожные шины, автомобиль мог выдерживать нагрузки больше 1g на поворотах, т. е. найти равного ему на извилистых дорогах было невозможно.

Компания Lotus продолжала совершенствовать Elise. В 1999 году появился Elise IIIS с двигателем Rover K-Series мощностью 143 л. с, за ним в 2000 году последовал открытый автомобиль 340R, развивающий 177 л. с. Планировалось, что его вес составит 500 кг, а коэффициент удельной мощности будет равняться 340 л. с. на 1 тонну, благодаря чему автомобиль и получил свое имя. Но в результате его вес увеличился до 568 кг, поэтому компания Lotus решила ограничить производство до 340 единиц.

Больше всего преобразований было осуществлено в модификации Series 2 Elise, представленной в 2000 году. Как и все предыдущие модели, с самого начала Elise имел двигатель Rover K-Series.

Но в 2005 году его заменили на 1,8-литровый Toyota мощностью 189 л. с. Он был соединен с шестиступенчатой коробкой передач с близкими по величине передаточными числами.

Новый двигатель позволял ускоряться до 100 км/ч за 4,9 сек, а в спортивной версии — за 4,7 сек. В 2008 году была запущена модификация с турбонаддувом Elise SC мощностью 218 л. с. Новичок смог разогнаться до 100 км/ч замень-шее время — 4,4 сек, хотя был тяжелее своих предшественников.

Прибавка в весе произошла из-за того, что его оснастили антиблокировочной тормозной системой АБС, подушками безопасности и дополнительными элементами комфорта, в том числе стеклоподъемниками. Однако, несмотря на вес 901 кг, Lotus Elise остается одним из самых легких и быстрых автомобилей в мире.

Находясь в производстве более 13 лет, Lotus Elise все еще востре-бован благодаря трем важным качествам — легкому весу, энергичному двигателю и прекрасной управляемости.

По существу, во многих отно-шениях этот спортивный автомобиль уже устарел, несмотря на то что к его проектированию и созданию были подключены суперсовременные технологии. Но разве найдется другой автомобиль, который имел бы столь доступную цену и был бы столь недорогим в эксплуатации, но при этом доставлял бы водителю столько радости и удовольствия?!