Lancia Stratos

Идея создания Lancia Stratos, одного из величайших раллийных автомобилей и одного из самых замечательных дорожных суперкаров, зародилась благодаря трем независимым друг от друга событиям. Во-первых, Fiat приобрел 50 % акций Ferrari в 1969 году, во-вторых, Fiat спас Lancia от банкротства, оплатив все ее долги и превратив ее в стопроцентное дочернее предприятие, и в-третьих, на Туринском автосалоне в 1970 году ателье Bertone представило великолепный концепт под названием Stratos с двигателем Lancia. Fiat хотел восстановить Lancia, вернуть ему былую славу успешной конкурентоспособной марки, и модель, разработанная Bertone, казалось, могла стать прообразом легкого и маневренного раллийного автомобиля.

Stratos имел заостренную форму кузова и был оснащен 1,6-литровым центрально расположенным двигателем Lancia Fulvia HF, установленным сзади сидений.

Но этот двигатель к тому времени уже устарел и не поддавался дальнейшей модификации.

Проблему решили, одолжив 2,4-литровый четырехкамерный V6 у Ferrari Diño 246 GT. Для изменения дизайна обратились к Bertone с целью поставить поперечный V6 с ведущим мостом в блоке с пятиступенчатой коробкой передач и подготовить Stratos к производству.

В результате в 1973 году впервые в мире появился раллийный автомобиль, сконструированный по специальному заказу.

Он имел стальной каркас безопасности и заднюю раму, на которой держался двигатель и подвеска типа Макферсон, а передняя представляла собой поперечные рычаги. Непривычно короткий и широкий кузов был выполнен из стеклопластика, а оригинальное панорамное лобовое стекло имело форму огромного полумесяца.

В отличие от передней, задняя обзорность была очень плохой, но для ралли это не имело никакого значения.

V6 объемом 2418 куб. см с тремя карбюраторами Weber мог выжимать 187 л. с. при 7000 об/мин и производить крутящий момент 225 Н-м при 4000 об/мин, которые обеспечивали разгон до 100 км/ч за 6 сек и максимальную скорость 230 км/ч. По правилам международных ралли, необходимо было построить 400 экземпляров модели в целях омологации.

Этого смогли добиться только в 1974 году, поэтому в своем первом сезоне Lancia Stratos участвовал только в зачете прототипов. После того, как компания выполнила требования гоночного комитета по количеству произведенных машин, автомобиль стал практически непобедимым.

Он выиграл финал Targa Florio в 1974 году, четыре раза взял все награды на ралли в Монте-Карло, одержал сотни побед в различных гонках, в том числе в чемпионатах мира по ралли в 1974-м, 1975-м и 1976-м годах.

В отставку Stratos отправился в 1977 году.

Компания удовлетворила требованиям, предъявляемым для права участия в гонках, выпустив достаточное количество автомобилей, хотя официальное число 492 экземпляра подвергается сомнениям. Изначально планировалось, что ателье Bertone выставит первую партию из 500 машин, а позднее еще одну, чтобы довести общее производство до 1000 единиц.

Достоверно известно, что второй партии никогда не существовало, а в 1978 году для Stratos построили последнее шасси с несущим кузовом.

Но у потенциальных покупателей все еще был шанс приобрести новый Stratos, произведенный на заводе в Турине за 12 миллионов лир (около 7500 фунтов стерлингов). Вполне вероятно, что всего было продано только 250 автомобилей из-за нефтяного кризиса и увеличенного налогообложения на дорогие машины в Италии — от 18 % до 35 %, которое позволило взимать дополнительные пошлины с эксклюзивного сектора автомобильного рынка.

Дорожная версия Stratos, названная Lancia Stratos Stradale, не была ни удобной, ни практичной.

Тесный салон оказался еще и шумным, а в связи с тем, что впереди размещался вентилятор охлаждения и запасная шина, для хранения багажа не оставалось места. Но очень скромный коммерческий успех Lancia Stratos ни в коей мере не вредит его репутации одного из самых выдающихся и культовых автомобилей своего времени.