Доехать можно куда угодно: велосипедные дорожки проложены и за городом. К примеру, один из типичных сценариев выходного дня у жителей Амстердама — семейная поездка в Харлем, к Северному морю. Путь длиной около 50 км (туда и обратно) никого не смущает: все знают, что будут ехать по хорошему покрытию, минимально пересекаясь с автомобильным потоком.
К тому же страсть к путешествиям у голландцев в крови. Кстати, для дальних поездок у многих жителей страны есть более продвинутые велосипеды — их хранят дома, чтобы не создавать соблазнов для воров.
А для перемещений внутри города используют максимально простые и дешевые модели с большими колесами и низкими рамами. В местных комиссионных магазинах можно купить исправный экземпляр за 200-250 евро.
Туристам, которые решатся на загородный вояж, следует учесть, что погода в Амстердаме быстро меняется.
Вроде выехали из города спокойным солнечным днем, а на полпути полил дождь или подул сильный ветер.
Местные жители советуют использовать принцип капусты: надевать несколько легких предметов одежды, которые при необходимости легко снимаются. Кстати, я несколько раз видел велосипедистов, едущих под зонтом.
Это, конечно, высший пилотаж, навыков для которого хватит разве что у голландцев или бельгийцев. Один из парадоксов, с которым сталкиваешься на улицах Амстердама, — безрассудный подход к безопасности велосипедистов.
К примеру, в идеально правильной Германии даже пятилетний ребенок будет ехать в шлеме по тротуару на трехколесном велосипеде. В Голландии же без шлемов и защиты передвигаются не только велосипедисты, но и владельцы малокубатурных скутеров.
А уж способы перевозки детей могут просто шокировать. К дошкольникам в деревянных ящиках я уже привык, но как быть со стоящими на задних багажниках подростками и их младшими братьями/ сестрами, подчас занимающими места просто на раме?
Иногда на одном велосипеде перевозят по три ребенка — до сих пор жалею, что вовремя не успел достать фотоаппарат.
К концу дня ноги стали побаливать — а все потому, что за полдня хотелось объехать максимум достопримечательностей и потолкаться на самых загруженных велотрафиком дорогах. «See yоu», — сказала мне вслед менеджер компании по прокату велосипедов, которой я сдал свой байк целым и невредимым.
Вообще-то это просто «пока». А если дословно, то «увидимся».
Применительно к Амстердаму мне больше по душе именно второй вариант.