BMW M3 CSL

Компания BMW давала название CSL (Coupé, Sports and Lightweight) только особым моделям. Первая модель CSL появилась в 1938 году в виде 328 Mille Miglia Coupé с алюминиевым кузовом.

В 1970 году был создан специальный CSL концепт BMW МЗ, а спустя два года компания приступила к производству этого автомобиля ограниченной серией.

Перед инженерами BMW стояла задача усовершенствовать BMW МЗ, который и так уже был одним из самых быстрых, компактных и послушных в управлении седанов на рынке. Отправной точкой стало желание снизить вес автомобиля, поэтому везде, где возможно, листовую сталь заменили пластиком, укрепленным углеродным волокном, как в автомобилях Формулы-1 того времени.

Из пластика выполнили крышу, передний бампер и воздухораспределитель.

Крышку багажника сделали из листовой формовочной массы (SMC) и оснастили спойлером. Инженеры установили однорядный, шестицилиндровый двигатель (такой же, как на МЗ, только модифицированный — оснащенный новым воздухозаборником из углеродного волокна и большими впускными патрубками); изменили конфигурацию распределительного вала и модифицировали выпускные клапаны, чтобы улучшить выход струи выхлопных газов через облегченную тонкостенную выхлопную систему.

В результате машина имела мощность 360 л. с. при 7900 об/мин, а крутящий момент -370 Н-м при 4900 об/мин. Двигатель был соединен уникальной последовательной коробкой передач M с системой Drivelogic — еще одной новинкой, применяемой на Формуле-1, которая позволяет переключать передачи за 0,08 сек. Управлять ею можно было как в автоматическом режиме, так и в ручном, при помощи лепестков на рулевом колесе.

Трансмиссия тоже содержит нечто вроде «launch control» (контроль запуска), который гарантирует максимальное ускорение, поскольку система Drivelogic переключает шесть передач в самый оптимальный момент до того, как двигатель достигает предельных оборотов. Другие усовершенствования включали модификацию подвески, форсированные перфорированные тормоза поперечного сверления, скоростную рулевую рейку и новые 19-дюймовые легкосплавные колесные диски, чтобы уменьшить вес машины.

На бумаге конечный результат этой реконструкции был не слишком впечатляющим: общий вес авто уменьшился на 110 кг; мощность с 343 л. с. у стандартного МЗ возросла до 360 л. с, а время разгона с места до 100 км/ч составило 4,9 сек. Максимальная скорость МЗ, как и всех авто BMW, электронно ограничена 249 км/ч. Но единственным фактом, указывающим на свойства МЗ CSL, стало то, что при производстве гоночной версии BMW снимает ограничитель скорости. Когда сидишь на месте водителя в гоночной модели МЗ CSL, невзирая на 1,5 g поперечной составляющей ускорения, начинаешь понимать, что это — особенный автомобиль.

Он — самый быстрый BMW из когда-либо предлагавшихся покупателям. Первое, что необходимо сделать, из обилия настроек выбрать скорость переключения передач и степень чувствительности двигателя к открытию дроссельной заслонки, а еще, возможно, отключить систему контроля устойчивости.

Существует еще одна кнопка, которая программирует автомобиль для гоночного трека, потому что, откровенно говоря, предел возможности CSL нельзя прочувствовать и проверить на дорогах общественного пользования,- подвеска автомобиля настолько жесткая, что он подпрыгивает на каждом ухабе и не гасит вибрацию. Но на треке CSL оживает: несмотря на относительно малое повышение мощности и относительно небольшое сокращение веса, эта модель гораздо быстрее базовой МЗ. Компания BMW утверждает, что когда CSL проехал по северному кольцу трека Нюрбургринг, то показал время на 30 секунд меньше, чем стандартный МЗ. Дело в том, что МЗ CSL быстрее разгоняется и проходит повороты, а также стремительнее останавливается, когда водитель ударяет по тормозам.

Это основная разница между стандартным МЗ и МЗ CSL: первый — цивилизованный практичный дорожный автомобиль, а второй — неистовый гоночный суперкар.

Еще одна разница в том, что МЗ СБЬ при цене в 58 455 фунтов стерлингов стоил на 18 720 фунтов дороже, чем стандартный МЗ в 2003 году.