Скрытая угроза

Для начала определимся с разновидностями спутниковых навигационных систем и принципами их работы. Всего их существует шесть: американская NAVSTAR-GPS, российская ГЛОНАСС, китайская Beidou, европейская Gallileo, индийская IRNSS и японская QZSS. Однако полностью работоспособны только первые три из них, остальные все еще пребывают в стадии разработки или формирования орбитальной группировки.

Причем и в первой тройке есть свой нюанс: лишь американская и российская системы работают глобально, во всем мире.

Китайская же изначально предназначена для использования только на территории Поднебесной. Если не углубляться в технические дебри, то можно сказать, что принцип действия у всех этих систем основан на измерении расстояния от антенны на объекте до спутников, положение которых известно с большой точностью.

Получив сигналы от нескольких космических передатчиков, приемник анализирует их и вычисляет собственные координаты. Впрочем, за этим простым описанием кроется огромное количество нюансов.

Например, спутники российской системы ГЛОНАСС вращаются на более низких орбитах (19 100 км), чем американские (20 180 км). До недавнего времени отличалось и количество «рабочих» сателлитов. По проекту в обеих системах их должно быть по 24. Но если американскую орбитальную группировку полностью сформировали еще в 1994 г. (на сегодня в нее входит 32 спутника), то российскую удалось укомплектовать только к 2011 г., а к настоящему времени на орбиту вывели уже 29 аппаратов.

Как водится, изначально такие системы разрабатывали исключительно в военных целях. Однако после инцидента, когда советские ВВС сбили заблудившийся корейский самолет, президент США Рональд Рейган дал разрешение использовать систему навигации в гражданских целях во всем мире.

Российский аналог тоже разрабатывали как чисто военный проект, но уже к моменту его полноценного запуска в 2011 г. его сигнал смогли использовать любые обладатели соответствующих приемников. Правда, и по сей день в обеих работающих системах имеется свой «троянский конь»: спутники излучают два вида сигналов — гражданский, с точностью определения координат около 100 м, и военный, определяющий местоположение с погрешностью менее 10 м. Разумеется, Министерства обороны США и России оставили за собой право в случае возникновения острой ситуации мгновенно закрыть военный «диапазон».

Помимо спутников в навигационных системах есть еще одно звено — наземные станции контроля.

Американская орбитальная группировка контролируется с главной станции на базе ВВС США «Шрайвер» в штате Колорадо и с десяти дополнительных станций слежения.

Подобную систему реализуют и разработчики ГЛОНАСС: текущая сеть станций дифференциальной коррекции включает в себя 14 объектов в России, один в Антарктиде и еще один в Бразилии. План развития предусматривает создание и других дополнительных станций за пределами нашей страны.

Вот вокруг них-то и разгорелся весь сыр-бор: из-за опасений, что систему ГЛОНАСС можно будет использовать в военных целях, 30 декабря 201 3 г. в США был подписан закон, запрещающий Роскосмосу установку таких объектов на американской территории. И вот теперь наша сторона выступила с упомянутым выше ответом об отключении с 1 июня 2014 г. 11 наземных станций GPS.