Поэзия жизни

В нашей этнографической экспедиции мы не могли обойти стороной личность основоположника татарского литературного языка, поэта, переводчика и общественного деятеля Габдуллы Тукая, которого здесь высоко чтят и называют «татарским Пушкиным». В музейном комплексе поэта, находящемся в селе Кырлай под Арском, о нем без официоза рассказала местная жительница, экскурсовод Гульшат Сафиуллина. Подробности жизни оказались драматическими.

Поэт родился в 1886 г. в деревне Кушлауч Казанской губернии, рано потерял родителей, пару лет ходил в школу в Кырлае, затем обучался в медресе в Уральске, работал в типографии, где, как считается, заболел чахоткой. При этом сотрудничал с казанскими сатирическими журналами, прославился своей гражданской и социальной лирикой, а также сказками для детей.

Скончался в 1913 г. в возрасте всего лишь 26 лет. Назвать Тукая революционером было бы преувеличением. Но он выступал против консервативного духовенства, продвигал идеи гуманизма, воспевал природу родного края, переводил русских классиков (в частности, басни Крылова и рассказы Льва Толстого), написал несколько сказок, чрезвычайно популярных у татар.

Так, в знаменитой поэме «Шурале» («Леший») рассказывается, как крестьянин перехитрил лешего, а в сказке «Водяная» ребенок крадет у русалки золотой гребень, но его мать возвращает украшение и дает отповедь сыну: воровать нехорошо! Перед входом в музей стоит сразу несколько скульптур — в основном это персонажи сказок Тукая: Водяная, Шурале, Коза и Баран.

Внутри выставляются работы местных школьников по мотивам сказок «татарского Пушкина», причем наиболее популярен образ монстро-подобного Шурале.

Здесь же собраны интересные экспонаты — как личные вещи писателя, так и предметы быта жителей села Кырлай: уже знакомые нам узорчатые сапоги, самовары, сундуки, прялки. Несмотря на то что музейный комплекс расположен в удалении от маршрутов рейсовых автобусов, здесь многолюдно — мы убедились в том, что Тукай для татар фигура культовая.

При подъезде к Кырлаю на обочинах дорог выставлены гигантские портреты Тукая, а в Казани и еще ряде городов ему воздвигли памятники. Музей Габдуллы Тукая под Арском стал финальной точкой нашей экспедиции.

Отсюда мы, вновь снарядив в дальнюю дорогу Hyundai i30, опять отправились по трассе М7 «Волга».

Как водится, постояли в пробках, затерявшись в скопище фур, промчались по отличным дорогам Татарстана, построенным к Универсиаде, и в итоге без проблем добрались до Москвы. При этом корейский хэтчбек ни разу нас не подвел и обеспечил должный комфорт в долгом пути, за что ему отдельное спасибо.