Национальные традиции

Знакомство с традициями народов Татарстана продолжаем в Национальном музее близ Казанского кремля. Здесь становление татарской нации показано в историческом разрезе.

На первом этаже выставлены орудия труда, посуда, украшения, охотничьи и рыболовные снасти, относящиеся к бронзовому и железному векам.

Далее артефакты уже почти современной истории: предметы быта, одежда, оружие и главное — полноразмерные макеты татарских жилищ XVII-XVII веков. Последние — настоящий кладезь информации о местном быте и культуре.

Снаружи традиционные татарские избы не сильно отличаются от деревянных жилищ русского типа, разве что наружные стены потомки волжских булгар красили в более яркие цвета.

Да вместо русских рельефных завитушек, насыщенных языческой символикой, у татар стены, фронтоны и крыльцо декорировали растительными и геометрическими орнаментами — здесь влияние оказал ислам, диктующий запрет на сюжетные изображения. Что касается интерьера, то принципиальнее всего, что нет внутренних стен.

Помещение поделено на мужскую и женскую половины занавеской чаршау.

Женская территория ближе к кухне и печке, на мужской расположены почетные места для гостей и хозяина. Нет и традиционных кроватей: спали на широких полках (сэке), напоминающих русские полати, но расположенных ближе к полу.

На сэке и ели — они также выполняли роль стола. Татарская печь похожа и непохожа на ее русский аналог.

Форма та же — прямоугольная. Но, во-первых, здесь не предусмотрена лежанка, во-вторых, с одного из торцов имеется прямоугольная выемка для установки чана для омовения.

Разумеется, в изобилии представлены домотканые половики, молитвенные коврики, полотенца. Мебели сравнительно немного.

На стене у входа традиционно вешали шамаилы — красочно оформленные изречения из Корана, чаще всего в рамке. По словам старшего научного сотрудника музея Веры Ивановой, подобные жилища с чаршау и сэке до сих пор встречаются в сельских районах республики.

Что касается традиционных промыслов, доживших до наших дней, то наиболее популярным остается производство национальных головных уборов, обуви и костюмов.

Праздничные и повседневные тюбетейки, узорчатые сапоги ичиги, кожаные тапочки чувяки с орнаментом до недавнего времени массово выпускали на фабрике национальной обуви в Арске (это примерно 80 км от Казани, куда мы быстро и с комфортом добрались на своем Hyundai i30). Однако спрос на такую экзотику в последние годы поутих, и в 2006 г. предприятие закрылось. Его бывший главный модельер Айрат Султанов рассказал нам об усилиях по сохранению старинного промысла.

Сейчас художник курирует работу частных мастеров, осуществляя авторский контроль.

Частники, работающие на дому, создают настоящие шедевры — кроме сапог и тюбетеек изготавливают женские сумки, футляры для мобильных телефонов, узорные подушки, обшивают мебель для дома или мечети. Подобная продукция недешева, но пользуется спросом у любителей эксклюзива и местных модниц.