Jensen FF

Предложить какое-то новое инженерное решение в автомобилестроении — не так уж и просто. Но в 1966 году небольшая британская фирма смогла представить сразу два новшества, запустив в производство Jensen FF — первый серийный автомобиль, который имел не только полный привод, но и тормоза с антиблокировочной системой (АБС). Идея полного привода для дорожных автомобилей не нова, и Jensen представил концепт с двигателем CV-8 еще в 1965 году.

Этот концепт был оснащен системой Dunlop Maxaret, которая в будущем повлияет и на конструкцию FF. Проблема CV-8 состояла в его дизайне — он был довольно устаревшим, и компания понимала, что такой технологически радикальный концепт потребует и радикально нового автомобиля. Итак, в 1966 году Jensen запустил в производство не одну, а сразу две модели — Jensen Interceptor с двухколесным приводом и полноприводный Jensen FF (FF — Ferguson Formula, поскольку система была создана компанией по производству тракторов Ferguson).

Модели имели похожие кузова, разработанные и произведенные фирмой Vignale в Италии.

И на обеих моделях стоял «Big Block» V8 от Chrysler объемом 6276 куб. см и огромной мощностью для европейского автомобиля того времени — 330 л. с. Этой мощности было более чем достаточно, чтобы развивать максимальную скорость 209 км/ч. Ультрасовременное купе с огромным изогнутым задним стеклом сразу же привлекло внимание автолюбителей.

Но еще больший фурор произвел FF со своим полным приводом и тормозами с антиблокировочной системой.

Система АБС разделяет вращение от трехступенчатой автоматической коробки передач Torqueflite, передавая вращение через второй карданный вал на переднюю ось. Крутящий момент распределяется так: 37 % — на передние колеса, а 63 % — на задние.

Чтобы закрепить передний мост перед двигателем, колесную базу FF удлинили на 10 см. Другие изменения включали установку шарниров для передачи постоянной частоты вращения, промежуточного карданного вала и выполненной на заказ передней подвески со сдвоенными поперечными рычагами, с каждой стороны от цилиндрических пружин.

Противозаклинивающее тормозное устройство Maxaret, разработанное на базе авиационной системы, не дотягивало до сегодняшних стандартов, но переоценить важность технологического прорыва, совершенного на тот момент компанией Jensen, невозможно.

Эта система была встроена в межосевой дифференциал.

Там она фиксировала любую разницу между относительными скоростями вращения передних и задних колес, а при помощи электрического импульса задействовала помощь рабочего цилиндра тормозной системы, чтобы замедлить колеса. Как только скорость вращения уравнивалась, давление на тормоза ослабевало.

На момент начала серийного производства модель FF была самой безопасной и устойчивой.

Этот автомобиль класса Gran Turismo с большим высоким салоном и вместительным багажником двигался легко и быстро.

По мнению экспертов, это был один из лучших автомобилей в мире.

Конечно, все технологии стоили денег.

За модификации FF сверх стандартной модели Interceptor приходилось платить большую сумму.

Так, если в 1966 году Interceptor с двухколесным приводом оценивался в 3743 фунта стерлингов, то FF стоил 5340 фунтов — огромная сумма по тем временам, если учесть, что Rolls-Royce стоил 6670 фунтов. Сборка моделей Interceptor продолжалась до 1976 года; к тому времени в список модификаций включили кабриолет.

Было продано 6300 автомобилей.

За время производства FF до 1971 года было продано всего 320 экземпляров.

Но, несмотря на это, он гарантированно занял достойное место в истории классических автомобилей.