Jaguar D-Type был задуман только с одной целью: выиграть гонки в Ле-Мане. Более ранние модели С-Туре побеждали в 1951-м и 1953-м годах. Перед D-Type стояла задача: выйти и победить снова.
D-Type радикально отличался от своих предшественников. Хотя он использовал тот же двигатель ХК V6, но имел шасси «монокок», приваренное к подрамнику.
Это было уникальное новшество: впервые инженерные решения авиастроения были применены в конструкции спортивного автомобиля.
Такие же технологии применялись и в разработке дизайна кузова. Аэродинамический силуэт спроектировал Малколм Сайер, работавший ранее в авиастроении.
Он же создал предыдущую модель С-Туре, а позднее — и последующую модель Е-Туре. Для увеличения устойчивости на дистанции прямого участка дороги Mulsanne в Ле-Мане, где автомобили обычно развивали максимальную скорость, Сайер разработал большое вертикальное ребро стабилизатора позади водителя, и по этой детали машина легко отличалась от других.
Рядный шестицилиндровый двигатель Jaguar объемом 3442 куб. см был усовершенствован и снабжен системой смазки с сухим отстойником, которая одновременно позволяла сделать двигатель ниже (тем самым улучшая аэродинамику) и уменьшала риск выплескивания топлива на крутых поворотах. Двигатель имел мощность 250 л. с. при 6000 об/мин и крутящий момент 325 Н’М при 4000 об/мин, что позволяло автомобилю разгоняться с места до 100 км/ч за 7 сек. Максимальная скорость — 274 км/ч. Механическая четырехступенчатая коробка передач с близкими по величине передаточными числами и задний мост Salisbury позаимствованы непосредственно у модели ХК, хотя передаточные числа были изменены для работы в критических условиях, а не для длительных путешествий.
Впервые выставленный на 24-часовых гонках в Ле-Мане, D-Type пришел вторым, всего на один круг отстав от Ferrari. В следующем году для улучшения аэродинамики и увеличения скорости автомобилю удлинили нос. Майк Хоторн и Айвор Бьюб пришли первыми на D-Type — хотя эта победа была омрачена ужасной катастрофой, когда Mercedes-Benz SLR Пьера Левея врезался в толпу и унес 80 жизней.
В 1956 году D-Type выиграл гонки в Ле-Мане благодаря стараниям частной команды Икури Экоссе. В конце 1956 года Jaguar отказался от гонок, и команда Икури Экоссе снова заняла первое и второе места в 1957 году.
Всего было собрано 68 jaguar D-Type, но после отказа компании от участия в гонках осталось еще 25 машин.
Их переделали в дорожные автомобили, известные как Jaguar XKSS. Эти модели оснастили бамперами и утопленными фарами, чтобы удовлетворить требованиям, предъявляемым к серийным автомобилям.
Задний стабилизатор сняли, со стороны пассажирского сидения вставили дверь, а салон снабдили полным комплектом приборов. Механические характеристики XKSS соответствовали гоночному D-Type: машина имела максимальную скорость в 232 км/ч со стандартным передаточным числом ведущего вала — 3,54:1. Однако покупатель мог заказать и вал с более высоким передаточным числом, позволявшим достигать максимальной скорости в 257 км/ч. Было собрано всего шестнадцать XKSS, когда на заводе Jaguar в Браунз-Лейн (Ковентри, Англия) случился сильный пожар.
Из-за этого производство остановилось на шесть недель.
А потом компания посчитала, что гораздо важнее увеличить производство седанов 3.4 Jaguar, и XKSS канули в Лету. XKSS поступили в продажу в 1957 году на автошоу в Нью-Йорке.
Одним из первых покупателей стал киноактер Стив МакКвин.
Из шестнадцати собранных XKSS двенадцать были проданы в США, два — в Канаде и по одному — в Великобритании и Гонконге.