ДЕКУПАЖ

Рабы стереотипов! Спорили мы о том, сколько ламелей лучше сделать в каждом блоке протектора зимних шин и под каким углом их расположить. Завелись!

А все потому, что нам предложили самим разработать протектор зимних шин Continental.

Мало того, мы эти шины еще и испытаем! Понятно, что это была игра (хотя, по легенде, примерно так в свое время и родились знаменитые спортивные шины НИИШП-Ралли), но игра поучительная.

Организаторы выдали каждой из шести команд журналистов заготовки шин с уже нарезанными крупными блоками — и нам осталось нанести прорези-ламели.

Но нужно было определиться с их шириной, глубиной, количеством и углом наклона. И здесь неплохо напомнить историю появления ламелей в зимних шинах.

Катализатором стал появившийся в 1975 году запрет на использование шипов в центральноевропейских странах.

И шинники тут же принялись химичить.

Во-первых, в прямом смысле: экспериментировать с химическим составом материала протектора. Во-вторых, с его конструкцией: стандартных прорезей и канавок явно не хватало, чтобы обеспечить сцепление со льдом, сопоставимое с тем, что давали шипы.

Количество кромок в пятне контакта, которые цепляются за микронеровности покрытия, нужно было увеличивать в разы.

Казалось бы, «нашинкуй» протектор помельче — и получи много-много кромок. Не тут-то было!

Изрезанный мелкими прорезями протектор становился слишком податливым: если на льду сцепные свойства повышались, то на асфальте шины работали плохо. Были и технологические ограничения: существующие в те годы пресс-формы не позволяли столь мелко нарезать протектор.

Проблема была решена ближе к девяностым годам. Появились секторные пресс-формы, причем прорези стали не простыми, а «объемными» — так называемыми ЗD-ламелями.

Их форма стала волнистой, с выпуклостями и впадинами, что, с одной стороны, помогло сбалансировать сцепные свойства в разных направлениях, а главное — ограничивало подвижность резиновых полосок, расположенных по-соседству. То есть снизило податливость протектора и помогло сохранить приемлемые сцепные свойства зимних шин на асфальте.

Сейчас шины с ЗD-ламелями производят практически все шинные компании. Но мы «изобретаем» шины образца восьмидесятых — никаких ЗР-ламелей, только обычные прямые прорези.

А все для того, чтобы «наши» покрышки успели изготовить за одну ночь.