Citroën SM

Французская автомобильная компания Citroen никогда не боялась инноваций. Именно она начала серийно производить переднеприводную модель Traction Avant еще в 1933 году. В Traction Avant также впервые была применена несущая конструкция типа «монокок» (до этого кузов автомобилей прикручивался болтами на отдельное шасси).

И поскольку некоторые сомневались в силе этой новой конструкции, основатель компании Андре Ситроен стал первым производителем, который ввел аварийные испытания типа crash-test.

Он сбрасывал машину со скалы, а потом проверял ее повреждения.

Позже, уже в 1955 году, Citroën пустил в производство футуристическую модель DS с гидравлической системой высокого давления, которая управляла тормозами и подвеской. Поэтому, если кто-то и был способен выпустить мощное спортивное купе, то это только Citroën.

Проблема заключалась в том, что собственные четырехцилиндровые двигатели Citroën, нацеленные на массовый рынок, не совсем подходили к данной комплектации. Однако когда в 1968 году Citroën купил итальянскую компанию Maserati, которая производила спортивные автомобили, создание нового концепта стало реальным.

Специалисты Maserati переделали существующий V8, чтобы создать совершенно новый V6 мощностью в 170 л. с. для Citroen SM, и воспользовались возможностью создать новую, форсированную версию V6 для собственной модели с центральным расположением двигателя Merak, которая показывала мощность 190 л. с. (позже она возросла до 220 л. с). Новый V6 был установлен продольно и соединен с пятиступенчатой механической коробкой передач в элегантном седане GT, спроектированном Citroën. Стиль этой модели напоминал стиль модели DS, но все углы были острее, нос — ниже, а скошенная крыша переходила в наклонную заднюю дверь.

Стиль Citroën SM разработали Жак Шарретон и Роберт Оперон, создавшие бессмертную классику.

Автомобиль имел шесть передних фар, которые не только регулировались по высоте, но и вращались на шарнирах, чтобы «заглядывать за угол» при повороте руля. Типичное для Citroën рулевое колесо с одной спицей крепилось на подвижную рулевую колонку, которую можно было установить в необходимом положении.

Хотя мощность в 170 лошадиных сил сегодня не особенно впечатляет, в 1970 году это было гораздо больше, чем у стандартных автомобилей того времени. Этой мощности было более чем достаточно, чтобы обеспечить максимальную скорость в 229 км/ч. И, что еще важнее, двигалась машина безупречно, потому что SM унаследовал от DS систему независимой подвески, которой управляли гидронасосы двигателя.

С такой гидропневматической подвеской SM гасил все неровности дорожного покрытия.

Это было настоящим открытием.

Благодаря всего двум оборотам рулевого колеса от упора до упора и ультрабыстрому управлению SM двигался лучше любого другого автомобиля на рынке. Чрезвычайно чувствительная педаль тормоза управляла четырьмя дисковыми тормозами.

Если нажать эту педаль слишком резко, машина могла «клюнуть носом».

Но это ничуть не смущало многих известных людей — включая советского политика Леонида Брежнева, гонщика Формулы-1 Майка Хейлвуда, голландского футболиста Йоха-на Круиффа, — которые становились в очередь, чтобы заполучить эту авто-новинку. Citroën SM производили до 1975 года, пока компания Peugeot не выкупила Citroën.

За это время в конструкцию модели было внесено много улучшений.

Тройной карбюратор заменили на систему впрыскивания топлива, которая позволила увеличить мощность до 178 л. с. Позже была предложена новая версия двигателя объемом 3 л и мощностью в 180 л. с. Его объединили с трехступенчатой автоматической коробкой передач Borg-Warner. К сожалению, прекрасные ходовые качества SM основывались на большом потреблении топлива, и топливный кризис 1973-1974 гг. почти полностью парализовал продажу этих автомобилей.

Влияние SM еще можно заметить в дизайне более поздней модели Citroën СХ, а многие из его инженерных решений нашли применение в Maserati Merak и Khamsin.

Но с тех пор ни Citroën, ни какому-либо другому производителю больше не удавалось создать такую неистовую машину. Комбинация стиля космического века, современных инженерных решений, аэродинамических свойств мирового класса и отличных рабочих характеристик сделала модель SM поистине уникальной в своем роде.