Число женщин за рулем

Например, в США соотношение мужчин и женщин за рулем 40:60, причем… не в пользу первых. В Европе не так давно было достигнуто равновесие — 50:50, хотя до этого мужчин за рулем было чуть больше.

Но с точки зрения отношения к автомобилю и распределению мужских и женских ролей в обществе Европа всегда была более традиционна и консервативна, чем Америка.

Россия, конечно же, еще более патриархальна: у нас соотношение 20:80, да и то если судить лишь по выданным водительским удостоверениям, а не по факту нахождения человека за рулем.

Если мы попробуем оценить число женщин за рулем в крупных городах страны, нам придется выходить на улицу и заниматься самостоятельными подсчетами, поскольку какую бы то ни было готовую статистику тут найти сложно. Именно такой эксперимент, не требующий много времени, я и провел.

Статистика получилась следующей: в 28 из 100 машин, проехавших мимо меня по Третьему транспортному кольцу в Москве, на водительском месте были женщины.

Конечно, на такой результат нельзя опираться как на статистически корректный. Для получения точных данных надо было бы считать мужчин и женщин за рулем в разных точках Москвы, в разное время суток и на гораздо большей выборке, чем сотня автомобилей.

Но приблизительное представление, тем не менее, составить можно. При этом нужно понимать, что в мегаполисах женщин за рулем больше, чем в среднем по стране, хотя и намного меньше, чем почти в любом европейском государстве.

Но это как раз и раскрывает возможность развития и освоения новой аудитории. Вряд ли кто-то сегодня сомневается, что с точки зрения культуры потребления и образа жизни мы с каждым годом становимся все ближе к развитым странам.

А значит, и женская потребительская аудитория на автомобильном рынке постоянно расширяется. То есть производители могли бы увеличить объем продаж в том числе за счет этого, пока неосвоенного источника спроса.

Однако здесь надо отметить, что при выстраивании маркетинговых стратегий и рекламных кампаний бренды опираются на мнение специалистов, которые исследуют рынок, потребительские настроения, социокультурный фон и т. п. И, как правило, такие исследования наталкиваются на множество культурных стереотипов, которые часто тормозят развитие. Если проанализировать отношение к женщине за рулем в России, мы найдем массу мифов.

Давайте честно (я обращаюсь к мужской части читательской аудитории): весьма немногие из нас искренне считают, что женщины водят не хуже мужчин. Между тем и статистика ДТП, и данные страховых компаний свидетельствуют, что это действительно так. В Европе так вообще есть даже скидки на страховку для женщин, поскольку считается, что они водят гораздо безопаснее.

Тем не менее мы продолжаем шутить про женщин за рулем и взрывоопасные предметы не в тех руках.

А в технике женщины разбираются? Мы (мужчины) думаем, что нет, и рассказываем анекдоты про блондинок.

Словом, российское общество не готово к адекватному восприятию женщины за рулем. Более того, если женщине что-то нужно, это должен обеспечивать мужчина.

Выбор автомобиля, даже если он покупается для женщины, — «мужское дело». В итоге автопроизводители вынуждены ориентироваться на мужскую аудиторию, причем даже предлагая автомобиль для женщин.

Недавно я поймал себя на мысли, что и автореклама почти полностью ориентирована на мужчин: за рулем — мужчина, закадровый голос — мужской, и речь при этом идет о ценностях, традиционно считающихся мужскими…

А если голос женский, то месседж все равно предназначен для мужчины: «я доступна», «я безотказна»…