Audi quattro

Фразу «Победишь в воскресенье — продашь в понедельник» часто произносят, когда стараются обосновать огромные затраты на гоночный спорт. Считается, что автомобиль или бренд, который победил на гоночном треке, создает эффект ореола — делает более привлекательными для клиентов и другие модели данной компании, тем самым увеличивая их объемы продаж. Еще один аргумент в пользу автогонок: технологические находки, которые возникают при разработке гоночных авто, дают толчок и развитию моделей обычных дорожных автомобилей.

В этих утверждениях, действительно, есть доля истины — и особенно в отношении Audi quattro (всегда пишется с маленькой q; это слово в переводе с итальянского означает «четыре»).

Идея разработки этой модели возникла потому, что по новым правилам с 1980 года полноприводным автомобилям впервые разрешалось принимать участие в автогонках.

Разработка модели была поручена Фердинанду Пьеху (внучатому племяннику Фердинанда Порше), который перешел на работу в Audi после того, как разработал легендарный гоночный автомобиль Porsche 917. Гений конструктора проявился при создании автомобиля мирового класса по относительно низкой цене: он использовал компоненты и рабочие узлы уже существующих авто из модельного ряда Audi. Так, у Audi 80 Coupé были позаимствованы элементы кузова, интерьер и передняя подвеска; у седана Audi 200 5Т — пятицилиндровый двигатель с турбонаддувом объемом 2144 куб. см и мощностью 200 л. с. при 5500 об/мин. Пьех соединил эти элементы и создал элегантное купе, которое завоевало огромный успех на Женевском автосалоне в 1980 году.

Основной интерес вызывала ходовая часть автомобиля. Система полного привода была взята от существующих моделей Volkswagen.

В данном случае исходной моделью стал внедорожник под названием Iltis, который VW создал для немецкой армии.

Эта система была с перманентной полноприводной компоновкой, в которой, в зависимости от условий, можно было включить либо передний и задний, либо только задний дифференциал.

Новый автомобиль стал открытием на Чемпионате мира по автогонкам в 1980 году, завоевав приз уже в свой первый сезон.

И привлек еще больше внимания, когда Мишель Мутон стала первой женщиной победителем Чемпионата мира.

После незначительной доработки модель стала еще лучше и выиграла Кубок конструкторов в 1982 и 1984 годах.

К тому же quattro принес Хану Миккола и Стигу Бломквисту титулы победителей чемпионата мира в 1983 и 1984 годах соответственно.

На дороге эта машина тоже производила впечатление. На бумаге ее ходовые качества были далеки от показателей лиги суперкаров: разгон с места до 100 км/ч занимал 7,1 сек, а максимальная скорость — 220 км/ч, но у автомобиля было такое сцепление (особенно в плохую погоду), что даже неопытный водитель мог без проблем вести его на большой скорости.

Модель оставалась в производстве до 1991 года.

За это время было собрано 11 452 экземпляра.

За одиннадцать лет кузов оставался неизменным, а в 1987 году двигатель увеличился в объеме до 2200 куб. см, мощность — до 222 л. с, а максимальная скорость — до 230 км/ч. В то же время механическая коробка с дифференциалом в центре была заменена на автоматическую коробку Torsen.

На гоночном треке quattro побеждал в мировом чемпионате 21 раз, а также выигрывал на других гонках — включая Pike’s Peak International Hill Climb в 1986 и 1987 годах. В 1984 году была разработана спортивная версия quattro на укороченной колесной базе для гонок в группе В. Довольно много таких «ракет» с углепластиковыми кузовами Kevlar, мощностью 306 л. с, разгоном до 100 км/ч за 5 сек и максимальной скоростью 241 км/ч было предложено в виде дорожных автомобилей.

Оригинальная модель была настолько успешной, что теперь все полноприводные модели Audi имеют пометку «quattro». Что же касается Фердинанда Пьеха, главного дизайнера этого авто, то он стал президентом всей Volkswagen Group и расширил корпорацию, выкупив компании Lamborghini, Bentley и Bugatti.