Что такое мультируль в машине

Под понятием мультируль понимают рулевое колесо, на котором установлены органы управления различными функциями и опциями автомобиля.

По существу, к мультирулю можно отнести первые рули, на которые начали устанавливать кнопки управления звуковым сигналом еще на довоенных машинах прошлого века.  Под мультирулем можно понимать и управление транспортным средством, предназначенным для людей с ограниченными физическими способностями (колясочники).

С развитием цифровых технологий, беспроводной передачи сигналов на руль можно установить практически бесконечное количество дополнительных органов управления, чтобы сосредоточить внимание водителя на основном органе управления автомобиля.

Так делается в автомобилях для Формулы-1. Применять такой сложный руль на обычных легковых автомобилях не имеет смысла. Но уже сейчас многие производители применяют рули с количеством кнопок управления более 20-ти в базовом варианте. Их виды Часто в понятие мультируль интегрируется разновидность «серворуль». Это не совсем правильно. Серворуль предназначен для изменения усилия на рулевое управление в зависимости от скорости движения. Это необходимо для организации обратной связи дорога-руль в системах усилителя рулевого управления.

Мультируль представляет собой многофункциональное устройство, которое предназначено для упрощения управлением различными дополнительными устройствами, при минимальном отвлечении водителя автомобиля от наблюдения за дорожной обстановкой. Действительно, внимание водителя во время движения сконцентрировано в секторе руля и обзора в пределах лобового стекла. При управлении кнопками, регуляторами и переключателями, расположенными вне зоны обзора, возможны следующие ситуации: действия производятся в режиме автоматизма (например, при переключении рычага коробки переключения передач); операции управления выполняются ступнями ног (педали); для управления используется голосовой режим; кнопки и другие органы управления расположены на руле.

Первый шаг к мультирулю был сделан давно: органы управления световым оборудованием, стеклоочистителем, омывателями, другими функциями локализовали в районе рулевой колонки. При этом требуется минимальное перемещение рук и отвлечение внимания для управления их функциями. Дальнейшее усложнение «стрекозы» выведением в их зону контроля, например, управления автомагнитолой, нецелесообразно. Тем более, что для большинство опытных водителей переключение световых режимов, поворотниками и другими функциями также производит на автоматизме.

Сущность мультируля состоит в  дополнительной нагрузке, в основном, на большие пальцы рук, которые в процессе вращения рулевого колеса остаются «незанятыми». Классификация мультирулей основывается на характеристиках: Степень интеграции дополнительных органов управления: малая с количеством дополнительных кнопок до 5-ти (в основном, они предназначены для управления автомагнитолой); средняя (от 5 до 10-ти кнопок управления мультимедийной системой, круиз-контролем и др.); высокая степень интеграции (более 10-ти, включая джойстики и регуляторы: мультимедиа, телефон, бортовой компьютер, круиз и др.) Канал передачи информации: проводной; беспроводной. Вид передаваемого сигнала: аналоговый, цифровой.