Porsche 911

Porsche 911 серии 993 с многорычажной задней подвеской тоже не был долгожителем — на конвейере лишь четыре года, с 1994 по 1997-й. На фото — редкая американская версия Targa: уже без мощной поперечины крыши, а просто с крупным сдвижным люком Сравните этот интерьер машины серии 993 с тем, что вверху: не правда ли, похоже на предшественницу серии 964? Полноценный «автомат» появился на Porsche 911 лишь в 1990 году, зато это был Tiptronic — с возможностью ручного секвентального выбора передач Австралийца тогда Шульц убедил — и через пару недель получил от него в подарок хвостовой костыль истребителя времен Второй мировой с надписью «То the Porsche tail-wheel philosophy*. Но сколько сил затратили в Porsche на то, чтобы мощный заднемоторный автомобиль сохранил свой особенный характер — и стал безопасным!

Причем первые тридцать с лишним лет борьба шла с переменным успехом.

Сел я за руль Porsche 911 серии 993 — мне досталась Targa с четырехступенчатым «автоматом» образца 1995 года, чисто американский вариант, причем на зимних шинах — и… «Воздушник» того же рабочего объема 3,6, что и на предыдущих машинах серии 964, тут развивает уже 285 л. с, мерседесовский «автомат» работает неплохо — динамика уже бодрит всерьез.

Реакции четче и быстрее — наконец-то у машины появилась многорычажная задняя подвеска.

Но сброс газа в быстром вираже — и едешь боком! Опасную склонность к заносу «вылечили» только у машины следующего поколения, с заводским кодом 996 — полностью новой, с моторами жидкостного охлаждения.

До сих пор помню наш первый тест-драйв 1997 года: как настороженно я относился к «изменнице» — и с каким восторгом мы с Диваковым расставались с этой машиной. Возвышенной, женственной, азартной — даже несмотря на скрипучий пластик кнопок.

Казалось, совершеннее это шасси быть уже не может.

Но потом появился Porsche 911 серии 997, потом рестайлинговая версия 997.2 с PDK, затем нынешняя потрясающая «девять девять первая». Каждый раз — все быстрее, лучше, острее, точнее.

И речи про «темную сторону за-днемоторности» давно уже не идет — она полностью побеждена в конце 90-х на поколении 996. С тех пор — только светлее, только ярче. Так сколько поколений было у Porsche 911? Когда углубляешься в техническую историю, то понимаешь, что все автомобили с «воздушниками» вплоть до серии 996 были, по сути, одной конструкции.

С 1964 по 1998 год! Но — с чередой модернизаций и рестайлингов. То есть в истории «девятьсот одиннадцатого» было две эпохи — «воздушная» и «жидкостная».

Первая — это борьба за выживание Porsche 911. А вторая — эпоха торжества «заднемоторной философии». Оглянитесь вокруг: ведь теперь к развесовке 40:60 в пользу задних колес стремятся все конструкторы спорткаров!

А у Porsche 911 она с рождения. И все благодаря семье Порше.

Благодаря отцу Фердинанду, конструктору Жука и среднемоторных довоенных болидов Auto Union и Cisitalia.

Благодаря его детям и внукам — Ферри Порше, Бутци Порше, Фердинанду Пьеху, — которые гнули свою линию, что бы там ни советовали даже ближайшие соратники.

Семейный бизнес — самый крепкий. «Мы выбрали заднемоторную компоновку, потому что не верили в возможности переднемоторной в долгосрочной перспективе», — вспоминал Ферри Порше.

Именно так надо мыслить, полувековыми категориями. И когда я смотрю на парадную заставочную фотографию у с семью поколениями Porsche 911, сделанную на моих глазах на площади с фахверковыми домиками где-то на полпути от Штутгарта до Вайсзаха…

Да, я бы выделил только шесть поколений, а американские энтузиасты, к примеру, различают и вовсе двенадцать. Но как символично сейчас смотрится эта цифра — семь.

Семь я. С юбилеем тебя, Porsche 911. В этот раз прокатиться на Porsche 911 серии 996 (1998- 2004 гг.) не вышло, но я помню наши впечатления тех времен: шок, космос, фантастика!

Фактически последующие модели серий 997 и 991 — развитие этой машины