Рэнди Стрэдли — редактор серии «Звездные войны» в компании Dark Horse — дал интервью португальскому сайту Star Wars Fan Force Portugal, в котором рассказал о своем видении эволюции комиксов и об изменениях планов Dark Horse . Это интервью мы приводим здесь с сокращениями.

FFPT: Вы столько лет работаете автором и редактором комиксов. Как, по вашему мнению, изменился мир комиксов? Что хорошего и что плохого произошло?

Р.С.: Произошло несколько вещей – некоторые из них хорошие, некоторые плохие. Прежде всего, я думаю, что повысился общий уровень сюжетов. Я думаю, отчасти это следствие того, что аудитория стала старше. Комиксы всегда были рассчитаны на детскую аудиторию, но в последнее время все меньше и меньше детей читают комиксы… а те, кто читают – это умные дети (или, по крайней мере, мы признаем, что они умнее, чем считают люди). Так что сюжеты стали лучше – и это хорошо.

Рисунки тоже стали лучше. Уровень рисования, демонстрируемый художниками, и уровень детализации, который нынче от них требуют, намного превосходит (во многих случаях) то, что производили их предшественники.

Одной из не столь хороших перемен является то, что художники нынче стремятся не столько рассказывать истории, сколько рисовать красивые картинки. За последние несколько лет ситуация улучшилась, но еще остается много пережитков времен бума спекулянтов (когда люди скупали комиксы для коллекции, а не для того, чтобы их читать) и бума вокруг Image Comics. Оба события, совпавшие в начале 1990-х, ввели моду на броские рисунки и прихотливое оформление страниц вместо четкого визуального повествования, и я думаю, что это нанесло вред комиксам. Но, как я уже сказал, мне кажется, что сейчас ситуация улучшается.

Второе – я заметил, что читатели (по крайней мере, американские читатели) стали мене терпеливы, чем раньше. Когда я был ребенком, никто даже не морщился, если в комиксе сцена боя занимала семь, восемь или даже девять рисунков на страницу. Сейчас, когда упор делается на более крупные, более захватывающие картинки, большинство боевых сцен изображаются максимум тремя-четырьмя рисунками на страницу. Мне, как автору (и редактору, просматривающему сценарии других авторов), требуются некоторые усилия, чтобы приспособиться к новому темпу – но, в конечном итоге, я думаю, что это делает комиксы более захватывающими и, в некотором смысле, более доступными новым читателям.

FFPT: В последнее время мы видим, как художники приходят и уходят – например, как в сериях KotOR и «Темные времена». Тому есть какая-то причина?

Р.С.: В основном это следствие одного из факторов, о которых я говорил выше: улучшения качества рисунков, большей детализации. В прежниее времена от художников требовали рисовать по одному комиксу в месяц – то есть раз в месяц. Некоторые из них рисовали больше одного комикса в месяц. Но если вы сравните уровень эскизов и детализации с тем, который был прежде, вы поймете, почему кто-то один – скажем, Джен Дуурсима – не может рисовать все до единого выпуски «Наследия». Это было бы возможно лишь в единственном случае – если пожертвовать качеством и детализацией. К чести художников, очень многие из них не хотят делать работу ускоренным методом.

FFPT: Мы уверены, что «Лукасфильм» внимательно следит за развитием историй. Насколько далеко вам позволяют зайти в вашем творчестве?

Р.С.: За шесть с чем-то лет моего руководства серией «Звездные войны» «Лукасфильм» не дал добро только двум историям, которые мы предлагали. Одна была отвергнута, потому что над подобной историей уже работал кто-то другой, а другую положили под сукно, потому что в то время никто не знал, каким будет «ландшафт историй» после «Эпизода III«. Мы пользуемся достаточно большой свободой, но я желаю, чтобы мои авторы придерживались того, что мы видим в фильмах, и не слишком залезали в дебри.

FFPT: «Вектор» – главное событие этого года среди комиксов по «Звездным войнам». Чего следует ожидать фанам?

Р.С.: План состоял в том, чтобы в двенадцати выпусках «Вектора» рассказать захватывающую историю, но чтобы при этом события, происходящие в каждом разделе, непосредственно влияли на последующие события в [каждой] серии. После выпуска #28 вы увидите, как событияВекторапрактически сразу повлекут за собой новые приключения в «Рыцарях Старой Республики». Зейн Кэррик после историиВекторапредстанет изменившимся человеком и с новой решимостью займется очистищением своего имени от наветов оклеветавших его учителей.

Похожие планы у нас и относительно других серий, хотя из-за некоторых обстоятельствновые направленияпридется временно придержать. Понимаете, мы знали, что новый телесериал по Войнам клонов, скорее всего, начнется этой осенью. Но мы лишь недавно узнали, что перед сериалом будет полнометражный фильм, который так мощно продвинет «Войны клонов». Такой поворот событий потребовал от нас пересмотра части планов. Вместо того, чтобы продолжать серии «Темные времена» и «Восстание» после соответствующих разделов «Вектора», мы сделаем в этих сериях перерыв, чтобы иметь возможность развернуть новую комиксную серию «Войны клонов» – а также новую дайджест-серию «Войны клонов» (похожую на книги «Войны клонов: Приключения», но с цельными историями в каждом томе).

«Темные времена» и «Восстание», вероятно, вернутся в начале следующего года. Тем временем KotOR и «Наследие» будут продолжать темп, заданныйВектором.

FFPT: Как появилась сама идея «Вектора«?

Р.С.: Базовую идею придумал я. Это была моя версияубийства Чубакки” – способ привлечь внимание к тому, что происходит в каждой из наших «звездновойновских» серий. Джон Острандер, Джен Дуурсима, Джон Джексон Миллер, Мик Харрисон, Джереми Барлоу, Роб Уильямс, Дейв Маршалл – каждый из них приложил руку к выработке истории и устранению огрехов в сюжете, так что это действительно коллективная работа. Этособытиепривлекло массу внимания, но оно также потребовало огромного труда. Так что не рассчитывайте, что мы будем делать что-то подобное каждый год!

FFPT: Мы заментили, что некоторые истории затрагивают другие аспекты галактики «Звездных войн» – например, в KotOR появляются несколько персонажей из игр (KotOR I и II), а в «Наследие» упоминаются события книг серии «Наследие Силы». Некоторые фаны не уверены, следует ли включать в комиксы героев игр. Как вы считаете, это необходимый элемент сюжета комиксов, или это просто что-то вроде дани уважения?

Р.С.: В KotOR мы с самого начала хотели затронуть события и героев игр, но мы не собираемся ограничивать серию рамками этих игр. По мере продолжения сери вы увидите, как Зейн и его компания все дальше «уходят« от мандалорского вторжения и других ключевых событий игр.

Что касается «Наследия», то само собой очевидно, что там должна быть связь с событиями «Наследия Силы» и других историй, которые были до того, но мы, конечно, намерены двигаться вперед, а не пятиться к LotF.

FPPT: Какое будущее ждет Dark Horse Comics, особенно в части комиксов по «Звездным войнам»?

Р.С.: Невозможно будущее предвидеть. Сейчас перспективы кажутся радужными, и по «Звездным войнам» у нас в запасе множество историй, которые мы хотели бы рассказать. Как я уже говорил, возросшее значение нового сериала «Войны клонов» вынудило нас перенацелить часть наших двигателей и отложить вещи, котрые мы планировали. Но я давно понял, что всякий график книгоиздания должен быть гибким, и я знаю: что бы ни случилось, лучшие комиксы по «Звездным войнам» еще впереди.

Star Wars Fan Force Portugal

Читайте также: