ЖЕНСКИЙ ИНТЕРЕС

Противостоять неблагоприятной экономической конъюнктуре лучше всего удается премиальным маркам: их клиенты располагают накоплениями и способны предъявить спрос даже в таких сложных условиях. Хотя и в этом сегменте автомобильного рынка уже можно заметить снижение интереса покупателей к обновлению и расширению своего автопарка.

Тяжелее же всего приходится производителям автомобилей в бюджетном и среднем ценовых секторах.

С одной стороны, экономическая ситуация по-прежнему вынуждает корректировать цены на машины в сторону повышения.

С другой — стоимость транспортных средств все меньше соответствует возможностям потребителей.

Не помогает даже рост объемов автокредитования: в конце 2013 г. — начале 2014-го почти 50% новых автомобилей продавалось в кредит, тогда как еще пару лет назад таких сделок было не более 40%. Однако и наращивание объемов кредитования не удержало рынок от снижения.

В результате с начала 2014 г. мы наблюдали одновременно и аккуратное, почти стыдливое (по чуть-чуть, но неоднократно) повышение цен многими брендами, и остановки производства на российских автомобильных заводах, и переход некоторых марок к работе с дилерами по новой схеме (речь о том, что машины поставляются не по квоте на определенное количество, а по факту предзаказа — сколько клиенты заказали, столько и будет поставлено).

К лету у кого-то начали сдавать нервы, и, несмотря на массовые заверения в начале года, что больше стимулировать спрос скидками нельзя (мол, и так работаем почти без прибыли), вновь начали появляться объявления о снижении цен. Видимо, автопроизводители убедились в неэффективности всех прочих способов привлечения клиентов в салоны дилеров.

Конечно, это опять именно скидки, а не снижение базовой стоимости автомобиля в прайс-листе.

Впрочем, надеяться, что компании признают свои цены завышенными и откажутся от дальнейшего их увеличения хотя бы в среднесрочной перспективе, было бы слишком наивно.

Притом что мы (и не только мы) неоднократно говорили о необходимости смены стратегии поведения автопроизводителей и дилеров на российском рынке, о расширении направлений деятельности, способных обеспечить дополнительный доход и, возможно, компенсировать недостаточно высокую прибыль при продаже новых автомобилей. Равно как и о сокращении издержек, оптимизации логистики и т. д. Я не могу сказать, что совсем ничего не меняется: российский рынок эволюционирует, мировые бренды постепенно начинают применять в нашей стране те бизнес-модели и маркетинговые стратегии, которые десятилетиями отрабатывались на рынках Европы и США. Появляются и новые инструменты, расширяющие возможности людей для приобретения автомобиля.

Так, открытием 2014 г., скорее всего, станет появление лизинга для физических лиц. Пока такую услугу предлагает лишь пара компаний, но, думаю, скоро их будет несколько десятков. И пусть пока этот лизинг не столь выгоден для клиентов, как, скажем, в США, но, в конце концов, это лишь вопрос времени и дальнейшего развития.

Однако есть, на мой взгляд, и другие направления, в рамках которых поставщики и продавцы автомобилей могли бы даже в нынешних тяжелых условиях найти дополнительный ресурс спроса на российском рынке.

Одно из этих направлений поиск новой потребительской аудитории.

Это следует из сопоставления уровня автомобилизации, общей численности автомобилей в России, демографической ситуации, а также экономических и инфраструктурных факторов.

Должен признать, тогда я упустил из виду один важный аспект, о котором следовало бы поговорить.

Дело в том, что, по данным различных статистических агентств, подавляющее большинство водителей и автовладельцев в России — мужчины.

Между тем с каждым годом в стране становится все больше и больше женщин, получающих водительские права. Сегодня именно они составляют 70% выпускников автошкол.

Каждый год женщин с правами в России становится приблизительно на 700 тыс. больше, однако далеко не каждая из них затем оказывается за рулем. Водят автомобиль в России лишь 3,6-3,8 млн представительниц прекрасного пола.

То есть из 36 млн легковых машин, входящих в отечественный автопарк, только около 10% управляются женщинами. Потенциальных же водителей-дам гораздо больше.