Этой записью Бонхофф начинает рассказ о философии в «Звездных войнах».

——————————

«Звездные войны» — это, по своей сути, это классический рассказ о борьбе между добром и злом, между светом и тьмой, между Apple и Microsoft. Они — часть долгой и почтенной истории нравоучительных эпических сюжетов, которая далеко не ограничивается фантастикой. Это такие истории, как «Махабхарата», «Эпос о Гильгамеше», «Илиада» с «Одиссеей», «Моби Дик», «Повесть о двух городах»… и «Франкенштейн».

Очень многие не замечают эту важную связь. Например, покойный литературный критик и журналист Ли Мортимер, который писал, что фантастика — это «жанр эскапистской литературы, который уносит читателя на далекие планеты — и, как правило, забывает вернуть его обратно».

Эти слова, по сути, характеризуют представление многих моих знакомых о НФ. Это для детей. Это эскапизм. Это несерьезная литература. Таким я говорю: “Какого цвета небо на вашей планете?” Это НФовский аналог вопроса: “Вы были невнимательны на уроках, не так ли?”

Научная фантастика настолько далека от эскапизма, что в 1970-х ее даже несправедливо обвинили в том, что она мокает человечество носом в его безотрадную историю войн, империализма, плохого отношения к окружающей среде и к другим животным. Писатели-фантасты считались пессимистами и фаталистами. Гадкими оппонентами, которые рассказывали нам о том, что нас неизбежно ждет ЭПИК ФЕЙЛ. Вспомните такие фильмы, как «День, когда Земля остановилась», «Запретная планета», «» as The Day the Earth Stood Still, Forbidden Planet, «Звездный путь: Путешествие домой», «2001» и «2010», «Земные девушки легко доступны»… Хотя нет. Этот последний зачеркните.

Я считаю, что лучше всего сказал Рей Брэдбери: “…фэнтези и ее робот-дочь научная фантастика — это никакой не эскапизм. Она ходит кругами вокруг реальности, чтобы зачаровать ее и заставить вести себя прилично… вся научная фантастика — это попытка решить проблемы, делая вид, что мы смотрим в другую сторону”.

Ей-богу, в научной фантастике мы затрагиваем все самые важные вопросы — от научных до философских. Научная фантастика — это искусство исследования, и «Звездные войны» стали одним из самых популярных инструментов для исследования проблем кармы, природы добра и зла, ее значения для человека (что может быть никак не связано с тем, с какой планеты вы родом), баланса между верой и здравым смыслом, материальной и духовной сфер. Например, вопрос природы Силы подвигнул как писателей, так и фанов «Звездных войн» на поразительное количество идей и дискуссий.

К примеру, в «Узорах Силы» мы с Майклом должны были спрсить себя: как в сценарии книги отражено понимание (или непонимание) персонажами сущности Силы? Как это истолкует читатель? Кто-то считает, что Сила разделена на темную и светлую стороны, кто-то — что она абсолютно нейтральна, кто-то — что благоволительна. Одни считают ее активной, обладающей чем-то вроде воли, другие — пассивной, в смысле что ею управляют, но сама она никогда не управляет событиями (истоиический спор о природе Бога). Итак, спрашивает писатель, как же можно интерпретировать действия джедая или сита в свете этих различных философий? И если мы, писатели, склоняемся к той или иной теории добра и зла в контексте Силы, следует ли нам показывать это открыто или завуалировано?

Это философское предпочтение может иметь каскадный эффект на поведение персонажей и на то, как их поведение воспринимает читатель. Дарт Вейдер — архидемон, который является злодеем просто потому, что он зло? Или он падший ангел? Или он человек, которому — увы — достался талант вызывать огромную мощь и впридачу целая биография душедробильных событий, которые ожесточили его и сделали обозленным — возможно, обозленным на саму Силу? Такие вот вопросы мы, писатели, задаем себе, когда сочиняем истории с участием этих персонажей. И каждый путь, который мы выбираем, по-своему освещает персонажей и их поступки… которые могут иметь далекоидущие последствия для сюжета романа и всех историй, которые из него вырастают.

Так что, как видите, писать романы по «Звездным войнам» — это обычная писательская работа. Здесь не на что смотреть, Реальность. Проходи, не задерживайся. А мы с Майклом поспешим к нашим «Макинтошам» и будем пытаться заставить Реальность вести себя прилично, делая вид, будто смотрим в другую сторону.

Что ж, друзья, я беру перерыв на пару недель, и мое место займут другие хорошие блоги. Но я вернусь в конце октября с новыми размышлениями на тему «Звездных войн». Также я расскажу новости о «Голозвезде» и «Мидихлориановой рапсодии».

A Padawan’s Journal, Entry #30: Science Fiction and Star Wars as Philosophy

Читайте также: