Новости | История проекта | Редакция | авторы | Хотите написать статью? | Ссылки | Гостевая  
По ту сторону опроса
Их разыскивает Империя
Наши Герои
TroZkiy
Точка зрения
Повстанцы: герои или злодеи
ПРО-Образы
Три республики
Техника на грани
X-wing
Колонка R2D2
Gungan Frontier
Библиотека
Неспящие в крестокрыле
За пределами галактики
Галактическая революция
Выше звезд
Генерал Гривус
Ассоциации
Революционные песни о главном
Кантина
Искусство перевоплощения и фарса

За пределами галактики

Галактическая революция

"Это был период гражданской войны", - с этих слов начинаются титры четвертого эпизода. И далее, на протяжении всей Оригинальной трилогии мятежники в лице "Альянса за восстановление Республики" борются с Новым порядком в лице Императора и его сторонников. Борются - и побеждают. Фильм заканчивается на очень оптимистической ноте, но... что было дальше?

Отвечая на этот вопрос, сиквелы "Звездных войн", рисуют далеко не радужную перспективу... однако, обращаясь к историческому опыту планеты Земля, следует сказать, что они, скорее, преуменьшают, чем преувеличивают грядущие трудности. Здесь на первый план вылезает давно существующий в литературных кругах спор о роли личности в истории. На страницах "Войны и мира" Л.Н. Толстой озвучил одну из крайних точек зрения, написав, что события войны 1812 года - в большой степени результат случайностей и совпадений, чем харизмы и полководческих способностей Кутузова и Наполеона. Беллетристика <Звездных войн> расположилась в акурат на противоположном полюсе. В известной мере, это задано одним из основных постулатов вселенной Д. Лукаса - "случайностей не бывает", заботливо вкладываемым авторами в уста чуть ли не каждого форсюзера Саги. Плюс - закономерный интерес зрителей (и читателей) к судьбе полюбившихся персонажей, превращающихся из песчинок в потоке Вечности в то самое ядро, вокруг которого и вращается Вселенная.

Для справки: если атом увеличить до размеров собора Святого Петра в Риме, то ядро по размерам будет эквивалентно пылинке под куполом. Но именно оно позволяет существовать атому (и, следовательно, материи в известном нам виде), удерживая электроны на орбитах.

Как известно, любая точка зрения имеет право на существование, однако хотелось бы найти середину между озвученными крайностями, иными словами, добавить в героико-романтическую трактовку ОТ немного объективности.

"Я не участвую в вашей священной революции!", - восклицает Хан Соло в новелизации четвертого эпизода. Революции? А революция ли это?
Обратимся к энциклопедической справке:

Революция - резкая смена политического и других общественных укладов. Наиболее употребимое применение этого термина относится к смене политических режимов и государственного строя. Как правило, такая революция сопровождается применением насилия со стороны партии или партий, являющихся сторонниками таких изменений, и масс населения. Революции начинаются в ходе развития революционных ситуаций, которые могут быть медленно протекающими, затяжными или быстрыми, молниеносными, взрывными, катастрофическими. Для революционных ситуаций характерна невозможность для господствующего класса, партий, или режима продолжать управлять старыми средствами и нежелание народных масс жить по-старому, принимать существующий политический строй и т. д.

Таково одно из существующих определений, однако в этом, как и в ряде других вопросов, между историками нет единства. Считается, что наиболее стройную, основанную на анализе общественных явлений теорию революции дал марксизм во 2-й половине 19 в. Эта теория обобщила как предшествующий опыт буржуазных революций 16-19 вв. (Нидерландская буржуазная революция 16 в., Английская буржуазная революция 17 в.), так и непосредственные впечатления основателей этой теории Карла Маркса и Фридриха Энгельса от революций 1848-1849 гг. в Европе и комуны 1871 г. Однако, если вы прочитаете статью Н.В. Чекановой "К проблеме перехода от Республики к Империи: революция или реформа?", то убедитесь, что эта точка зрения - далеко не единственная.

Поскольку в истории "Звездных войн" имел место аналогичный переход, позволю себе все же процитировать один отрывок, почти прямо описывающий распад Старой Республики и становление государства Палпатина:

"Не считая возможным использовать широкое толкование термина "революция" и определяя существо революционных преобразований как "перерыв постепенности", некий "качественный скачок" в развитии того или иного общества, некоторые исследователи обратились к более мягкой трактовке тех изменений и социально-политических конфликтов, которые растянулись в Риме почти на 100 лет и, в конечном счете, привели к падению Республики: не как революции, а как мощного, длительного, сложного революционного движения, являвшего собой несколько мощных революционных взрывов".
Н.В. Чеканова "К проблеме перехода от Республики к Империи: революция или реформа?"

Так было в Риме. Однако, история человечества знает ряд других примеров, давно и привычно связанных в нашем сознании с термином "революция". Удивительный парадокс: переход от родо-племенных отношений с характерной для них выборностью вождей - древнейшего эквивалента демократии в прямом значении термина (сиречь, "власти народа") к олигархии и монархии, учебники почему-то именуют "естественным развитием общества", а вот попытки произвести обратное действие (грубо говоря, "вернуться и переделать"), - гордо называют "революцией". Та же ситуация наблюдается и в нашей Саге. Становление Империи называют "захват власти Палпатином", хотя, если вернуться к самому первому определению, иллюстрирующему привычную нам со школы марксистскую трактовку, мы получим почти полное совпадение. Так почему ЭТО - не революция? Видимо, потому, что мы привыкли мыслить по шаблону.

Что же касается Лукаса, то он, похоже, шел по пути сознательного упрощения, намеренно представив однобокий взгляд на вещи. Во всяком случае, объяснять изыски американского режиссера идеями и "диктатуре мирового пролетариата" было бы довольно странно. Хотя, материал на лицо: Люк Скайуокер - типичный пролетарий с трудовыми мозолями от лопаты - вмешивается в войну, чудом выползя из дикого захолустья. И, естественно, всех побеждает. Весело? Однако, если перейти от политики к психологии, мы увидим, что именно с таким простым рубахой-парнем зрителю как раз проще ассоциироваться. На этом построена большая часть литературы и кинематографа, скажем так, патриотической направленности. И, кстати, большая часть "мыльных опер" - тоже. Жил да был парень, маленький, щупленький, до поры до времени ничем особо не блиставший. Гулял с друзьями, носил старую рубашку, - и звезд с неба не хватал. Короче, такой, каких из пятидесяти сорок девать. Но вот, пришло время, и он как СДЕЛАЛ: вам это сказку об Илье Муромце не напоминает? Тот вообще тридцать лет на печи пролежал, а потом - раз! - встал и пошел бить ворогов целыми армиями. Вот и зритель, глядя на подвиги Люка, думает: "Может, и я бы мог?". Ведь, положа руку на сердце, следует сказать, что в четвертом эпизоде Скайуокер "выехал" исключительно за счет своих врожденных способностей. Это ПОТОМ он стал тренироваться, это ПОТОМ узнал, что бесплатного сыра в мире не бывает. "А почему же не богатырь?" - спросите вы. Да потому, что не всем быть высокими красавцами атлетической наружности. Зрителю проще, когда герой внешне чем-то напоминает его самого. Помните альтер-эго Супермена? Обычный "серый" мужчина в очках. Этот феномен не является новомодным голливудским изобретением: на самом деле, он был известен уже давно. Возвращаясь к отечественной литературе, я нахожу очень показательной эволюцию образа Васи Теркина в одноименной поэме А.Т. Твардовского. Сначала, это был "богатырь, сажень в плечах". В финальном варианте: "...парень он обыкновенный. Не велик, не то, чтоб мал...". Акцент с незаурядных физических данных был перенесен на то, что он "врет так весело и складно", позволяя бойцам смеяться, а не укрепляться в черной меланхолии. Во многом это связано и с изменением методов ведения войны. Если для того, чтобы биться мечом немалого веса нужна была завидная физическая стать и сила, то жать на курок автомата может даже хилый. С неизменно убийственным результатом. Увы, но при использовании оружия массового поражения, личная доблесть как-то дезактуализируется.

Однако, вернемся к нашим революциям. Если двигаться в хронологическом порядке, то первой упоминания заслужит Английская буржуазная революция. Итогом ее стала казнь короля Карла Первого и временная ликвидация английской монархии. Именно тогда первые возникли революционные партии, в частности идепенденты (независимые) во главе с Оливером Кромвеля левеллеры (уравнители), диггеры (копатели). Английская революция впервые поставила во весь рост проблему насилия, демократии и ее ограничений, революционной диктатуры, и узурпации власти, бывшими лидерами оппозиции.

"С точки зрения современных представлений опыта революций 20 в. особенно заметно, что Английская революция впервые обнажила неписаный закон всякой революции: устанавливая на какое-то время демократию народных масс, революция зато той же неизбежностью ведет к диктатуре вождей этих масс, которые узурпируют права народа, oграничивают демократию, опираются на прямое насилие и террор для удержания своей личной власти, склонны к авантюристической внутренней и внешней политике".
Энциклопедический словарь юного историка

Из литературных произведений, описывающих события этого периода, хотелось бы упомянуть знаменитый роман А. Дюма "Двадцать лет спустя". Он демонстрирует то, что, в свете вышесказанного, хочется назвать "имперской точкой зрения": четыре мушкетера, хоть и сознавая, что король сам накликал беду, все же стараются спасти его от смерти. Как показала история - неудачно.
Финал Английской революции - восстановление монархии и возвращение трона династии Стюартов (точнее, сыну убитого короля, Карлу Второму).

Великая французская революция 1789-1799 гг. стала своеобразным учебником, из которого революционеры всех стран черпали опыт и примеры для своей деятельности. Но, в своей совокупности, этот учебник не освоен и до сих пор.

Французская революция дала пример сочетания вооруженных и мирных способов борьба, организации революционной армии, общественных объединений и др. Она сделала крупный шаг вперед в партийном оформлении общественного движения. В ходе революции с 1789 по 1793 г. к власти приходили представшей все более революционных партий; победили левые-якобинцы. Французская революция вскрыла и тайную закономерность: по мере политизации масс и вовлечения их в политическую и вооруженную борьбу падает производительность труда, сокращается размер материальных ценностей, неустойчивость политического положения ведет к сокращению торговли и производства. Революционная власть пытается paзрушить экономические трудности не экономическим путем, а опираясь на насилие и террор. Эти же методы начинают применяться и к политическим противникам. Именно этим характеризовалась якобинская диктатура, установившаяся с изгнанием из Конвента жирондистов и введением однопартийной террористической власти якобинцев во главе с Максимильеном Робеспьером. Кровь лилась рекой. Энциклопедический словарь юного историка.

События тех лет породили мощный общественно-политический резонанс, и, естественно, тоже нашли отражение в литературе. Собственно, список произведений по этой тематике обширен, и демонстрирует различные точки зрения и почти полный спектр человеческих характеров. Своей авторской волей я остановлюсь на "Скарамуше" Р. Сабатини, главным образом для того, чтобы продемонстрировать взгляд человека, чей ум не туманит Великая идея. Андре-Луи, главный герой книги, чем-то напоминает Хана Соло: у него есть способности и ум, он присоединяется к республиканцам лишь в силу жизненных обстоятельств и сохраняет критичный взгляд на вещи даже в период всеобщей эйфории. Которая, кстати, столь кроваво закончилась казнью короля и якобинской диктатурой.

- При нынешнем положении дел для меня не может быть карьеры - по крайней мере, честной, а вы, надеюсь, не считаете, что я бесчестен. Пришел день Дантонов и Маратов, день сброда. Бразды правления будут брошены толпе, или она захватит их сама, пьяная от тщеславия, которое возбудили в ней Дантоны и Мараты. Последуют хаос, деспотия грубых скотов, управление целого его недостойными элементами. Это не может долго продолжаться, так как если нацией не будут управлять ее лучшие представители, она неминуемо задохнется и придет в упадок.
- А я думала, что вы республиканец.
- Да, это так, и я говорю, как республиканец. Я хочу, чтобы во Франции было общество, которое выбирает свое правительство из лучших представителей всех классов и отрицает право какого-либо из классов на захват власти - будь это дворянство, духовенство, буржуазия или пролетариат, поскольку власть, сосредоточенная в руках одного класса, пагубна для всеобщего блага. Два года тому назад казалось, что наш идеал стал реальностью. Монополия власти была отнята у класса, который слишком долго правил, передавая власть по наследству, что несправедливо. Власть равномерно распределили по всему государству, и если бы на этом остановились, все было бы хорошо. Но мы зашли слишком далеко, увлеченные порывом и подхлестываемые сопротивлением привилегированных сословий, и в результате-ужасные события, которые мы наблюдали вчера и которые только начинают разворачиваться.
Р. Сабатини "Скарамуш"

Подведение итогов

К сожалению, борьба за власть в рядах победителей, сопровождаемая физическим уничтожением политических противников, является характерной чертой постреволюционного общества. Удивительно, что до такого не дошло в победившем Альянсе. Не иначе, это было сделано волей авторов (подправленной могуществом Д. Лукаса). Да, Лею много раз пытались дискредитировать, как политика, да, Мон Мотму отравили. Но до летальных исходов не дошло - спасибо вовремя придуманным конфликтам. Подводя своеобразный итог, хотелось бы сказать, что, по сравнению с прочими историческими аналогами, революция во вселенной "Звездных войн" была поразительно бескровной, а то, что творилось после вообще идет в разрез с общепризнанными закономерностями течения общепринятого процесса. Ибо по ним Люк и Лея автоматически попадали в верхнюю часть списка потенциальных "врагов Новой Республики". Даже не учитывая их родства с правой рукой бывшего Императора.

Лисса


К слову: Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции журнала, его читателей и уважаемого господина Дж.Лукаса.

Идея и поддержка © Nash Brik
Техническая поддержка: serduk.org.ua
DeadMorozz © was here ™ | Собрано ручками | FAR forever.